КазахЗерно ИА

Вагоны отдельно, рельсы отдельно, или Как «Казахстан темир жолы» решает проблемы отрасли

06 сен 2012 17:35

Новость на Казах-зерно:В этом году Национальная компания «Казахстан темир жолы»  решила окончательно отделить железнодорожное полотно от вагонов, которые бегают по этому полотну, передав в собственность, распоряжение и оперирование дочерней компании АО «Казтеміртранс» парк грузовых вагонов.

Основания для этого самые благородные. Это улучшение управляемости, прибыльности, конкурентоспособности железнодорожной отрасли, содействие ее модернизации, обновление устаревшего парка грузовых вагонов и другое. Точно такая же рокировка была несколько лет назад проведена в России, когда РЖД передала дочерней компании парк своих вагонов для их дальнейшего использования на коммерческой основе.

Теперь очередь дошла до Казахстана, и железнодорожные бонзы, не долго думая, решили повторить этот трюк у себя на родине, то есть решить все накопившиеся за десятилетия проблемы в отрасли одним махом за счет перевозчиков грузов, в том числе перевозчиков зерна.

Напомним, АО «Казтеміртранс» с 1 апреля повысило тарифы на услуги по предоставлению в аренду грузовых вагонов. В феврале 2012 года АО «Казтеміртранс» в установленном порядке направило в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявку о повышении цен на услуги по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава, которая была одобрена решением правления АРЕМ от 26 марта 2012 года.

Стоимость услуг «Казтеміртранс» по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава составляет: крытые - 3 945,30 тенге (без учета НДС), платформы - 4 148,39 тенге, полувагоны - 3 948,06 тенге, цистерны - 3 946,85 тенге, зерновозы - 3 945,11 тенге, прочие - 4 085,08 тенге.

В  целях обновления и восстановления основных производственных активов железнодорожной отрасли, в том числе вагонного парка, правительством РК в 2010 году утверждена программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010 - 2014 годы. Указанная программа предусматривает ежегодное повышение тарифов в целом по железнодорожной отрасли, пишет ИА «Казах-Зерно».

Итак, АО «Қазтеміртранс» выполняет программу по развитию транспортной инфраструктуры на 2010 - 2014 годы. В связи с этим оно повышает ставки аренды вагонов, в том числе зерновозов и обосновывает это неравными условиями конкуренции с железнодорожным транспортом сопредельных государств.

И вот 15 июня из-под пера АО «Қазтеміртранс» выходит документ «Перевод инвентарного парка АО «Қазтеміртранс» в приватный. Дальнейшее расширение операторской деятельности АО «Қазтеміртранс». Документ обосновывает со всех возможных сторон плавное, а значит, почти постоянное повышение арендной ставки использования вагонов. Нагрузка на это также плавно и постоянно ляжет на плечи зерноперевозчиков, а через них - на всю зерновую отрасль.

В какие суммы эта «инновация» обойдется в конечном итоге для сельхозпроизводителей, никто даже и не подозревает. Платить дополнительно к существующим железнодорожным тарифам за аренду вагонов для казахстанских перевозчиков зерна равносильно медленному и мучительному разорению или моментальной потере рентабельности в зависимости от финансового состояния перевозчика.

И в том, и в другом случае произойдет значительное отраслевое перераспределение доходов от зерновой отрасли в пользу железнодорожной. Также произошло и в России. Особенно пострадал наиболее удаленный от рынков сибирский зерновой бизнес. Казахстан тоже славится своими расстояниями. Каждый день пути казахстанского зерна на экспорт будет теперь означать ежедневную потерю прибыли, вплоть до убытков.

Положение ухудшается еще тем, что контролировать количество этих дней пути казахстанский перевозчик не всегда может сам. Задержки на пограничных переходах, умышленное задержание вагонов на территории сопредельных стран (пример тому Узбекистан) сделает работу казахстанского трейдера подобием игры в рулетку. Время будет играть в одни ворота, а именно в сторону разорения отечественного частного экспорта. Кому это надо? Читайте об этом в следующих выпусках.


Фёдор Сергеев

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com


Система Orphus

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Наши партнеры