КазахЗерно ИА

Из-за простоев в порту Актау из оборота выпало порядка 1000 вагонов-зерновозов - «Астык Транс»

01 нояб 2017 09:51

Новость на Казах-зерно:

АО «Астык Транс» подробно проанализировало ситуацию, возникшую с обеспечением вагонами перевозок зерна урожая-2017. в 4 квартале, а также в части обеспечения мукомольных предприятий Южно-Казахстанской области в октябре этого года.

«Прежде всего, мы сообщаем, что АО «Астык Транс» специализируется на железнодорожных перевозках в вагонах-зерновозах. Как мы понимаем, мукомольные предприятия заявляют о проблемах с обеспечением зерновозами для перевозки зерна на предприятия и проблемах с обеспечением крытыми вагонами для перевозки готовой продукции – муки», - говорится в информации, размещенной на сайте компании.

Зерновозами компании обеспечивается 92% рынка всех перевозок казахстанского зерна и, прежде всего, для мукомольных предприятий, как социально значимых. Экспортные перевозки зерна компания обеспечивает на 50%. Другие 50% экспортных перевозок обеспечивают другие казахстанские компании - операторы зерновозов и крытых вагонов.

При объеме урожая зерновых в 2017 года на уровне 19-21 млн. тонн, потребный парк для полного обеспечения перевозок зерновых грузов во внутреннем и экспортном направлениях оценивался в 8 - 9 тыс. единиц.

На сегодня в Казахстане для перевозки зерна имеется парк порядка 9 тыс. вагонов. АО «Астык Транс» управляет парком в 5200 вагонов-зерновозов, а также привлекает дополнительно парк учредителя - до 400 зерновозов. Другие казахстанские компании-операторы имеют в совокупности порядка 1900 зерновозов и до 1000 крытых вагонов, используемых для перевозок зерна.

Кроме того, АО «НК «КТЖ» привлекает инвентарный парк других железнодорожных администраций.

При этом рекордный урожай российского зерна и высокие ставки по перевозки зерна привели к тому, что весь парк российских компаний, в прошлые годы работающий в Казахстане, а также часть парка небольших казахстанских операторов, сегодня задействован в России. Например, в 4 квартале прошлого года ситуация на рынке была противоположной - до 1500 вагонов российского парка работали в Казахстане.

Как отмечают в компании, парк АО «Астык Транс» полностью задействован для перевозок казахстанского зерна, передает ИА «Казах-Зерно».

«В 2017 г. наша компания инвестировала в продление срока службы 600 собственных старых вагонов, что позволило сохранить количество парка на прежнем уровне», - говорится в пресс-релизе перевозчика.

В октябре значительно увеличились сроки оборота вагонов и прежде всего во внутриреспубликанских направлениях. При плане оборота во внутреннем сообщении 12 суток, фактический оборот составляет 20 суток. Увеличился, хоть и в меньшей степени, оборот вагонов, задействованных в экспорте. При этом, в связи с высоким качеством урожая 2017 г. в конце сентября и в октябре увеличилась потребность в вагонах-зерновозах на экспортных направлениях в порт Актау, порты России, Азербайджана. В связи с развитием мукомольных мощностей увеличились и перевозки зерна в южные регионы Казахстана.

Основные причины роста срока оборота в следующем - в связи с ранним началом сезона и резким ростом погрузки, начиная с сентября, значительно увеличился сроки погрузки и разгрузки. Так, срок простоя вагонов на элеваторах в ожидании погрузки в среднем увеличился с 2 до 5 суток, а во многих случаях - до 15 суток. Срок разгрузки также вырос, особенно в порту Актау, а также на станциях Узбекистана и Таджикистана, то есть там, куда осуществляется массовая перевозка казахстанского зерна. К примеру, задержка вагонов в ожидании разгрузки в Актау и близлежащих станциях увеличилась с 2 до 20 дней.

Новость на Казах-зерно:«Кроме того, грузоотправители в начале сезона стремятся отгрузить на экспорт максимальное количество зерна, часто используя зерновозы как «хранение на колесах», не думая о эффективности подвижного железнодорожного состава, планировании погрузочных и портовых мощностей. Имеют место массовые случаи заявок на вагоны в количестве, которое элеватор будет грузить до 15 дней, также не редки примеры «задвоения» заявок на вагоны на один и тот же груз или на один и тот же день погрузки. При этом, следует отметить, что в выходные и праздничные дни большая часть элеваторов работает по двойному тарифу, и грузовладельцы во избежание дополнительных расходов, несмотря на пиковый сезон отгрузок и скопление вагонов, не производят погрузку, тем самым сбивая ритмичность и увеличивая сроки. Так, если в будние дни отгружается до 300 вагонов, то в выходные дни только порядка 50 вагонов», - отмечают в компании.

Особо остро проблема с простоем вагонов стоит в порту Актау. Так, в третьей декаде октября на станции Актау в общем простаивало в ожидании выгрузки 1200 вагон, в том числе 700 вагонов АО «Астык Транс» и 500 вагонов других операторов. На конец октября ситуация не сильно улучшилась, так как стоит порядка 1000 вагонов, и задержка доходит до 20 суток.

В этой связи с 20 октября текущего года, АО «НК «Казакстан Темир Жолы» был объявлен конвенционный запрет на погрузку ячменя в направлении станции «Актау порт-эксп.» по причине массового скопления груженых вагонов-зерновозов и не обеспечения их своевременной выгрузки.

Основная причина массового скопления вагонов в Актау заключается в неэффективном планировании перевозок грузоотправителями и портом, в результате которого вагоны заадресовываются без учета возможностей порта и без учета графика подхода судов. При этом железная дорога и операторы вагонов в соответствии с поданными заявками в срок подавали вагоны и осуществляли перевозку, но в результате все эти вагоны встали в Актау и выпали из оборота.

Также необходимо отметить, что стоят вагоны и в российских портах Азовско-Черноморского бассейна. Задержка в Новороссийске доходит до 15 дней.

Указанные выше проблемы привели к тому, что из 9000 вагонов всех операторов подвижного состава, задействованного в перевозках зерна, в октябре выпало из оборота порядка 1000 вагонов из-за массовых простоев в порту Актау и примерно 800 вагонов из-за увеличения сроков оборота во внутренних перевозках. Таким образом, 1800 вагонов не используются полноценно, и именно этого парка не хватает для ритмичного обеспечения всех перевозок зерна.


Светлана Дробышева

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com


Система Orphus

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Наши партнеры