КазахЗерно ИА

Казахстан: «Ак бидай зоопарк»: гуси, рыбы, жулики

22 Март 2012 13:00

Новость на Казах-зерно:Министерство сельского хозяйства Казахстана оказалось не готово к рекордному урожаю зерновых (почти 30 млн. тонн), что вызвало перенасыщение внутреннего рынка страны и падение цен на пшеницу. Этот факт косвенно признал ответственный секретарь  МСХ РК Евгений Аман, посетивший на прошлой неделе Актау для проверки деятельности единственного в стране терминала для отправки зерна на экспорт «Ак Бидай Терминал». Вместе с министерским чиновником итоги своей провальной деятельности подводили директор АО «Ак Бидай Терминал» Рафаил Галямов и  управляющий коммерческий директор АО «Продкорпорация» Марат Сейсенов.

А порт и ныне там

Осенью минувшего года в Казахстане сложилась чрезвычайная ситуация с внутренним перепроизводством зерновых. Крестьяне ждали от сельхозведомства   оперативного решения ряда важных вопросов, главный из которых - обеспечение экспортной транспортировки зерна не только по железной дороге, но и через морской порт Актау, а также увеличение мощностей по единовременному хранению. Но ни одна из задач не была решена. В результате, цена зерна внутри Казахстана упала ниже себестоимости, и рекордный урожай, вопреки всякой логике, принес казахстанским крестьянам не прибыль и хорошее настроение, а убытки и головную боль. В масштабах страны проблема выразилась в более чем миллионе тонн зерна, оставшегося на зиму под открытым небом в связи с недостатком свободных объемов в хранилищах.

Нельзя сказать, что в проигрыше от сложившейся кризисной ситуации остались все. Кое-кто, напротив, наловил в мутной воде много золотой рыбы. Яркий пример таких рыбаков - тот самый зерновой терминал «Ак Бидай Терминал». Поскольку он единственный в стране, то находится как бы в государственной собственности. Именно - «как бы». Формально им управляет «Продкорпорация». Но фактически (агентство «Казах-Зерно»  выяснило это в ходе своего журналистского расследования) все распоряжения, касаемые деятельности терминала, исходят с самого верха МСХ РК - от министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова. Такой контроль позволил нескольким близким к министру крупным зерновым компаниям страны (их всего 3 - 4) получить эксклюзивный доступ к возможностям зернового терминала (государственного!), и в ущерб другим участникам рынка спокойно переваливать зерно на экспорт и продавать на внешних рынках по цене в три раза выше внутриказахстанской!

После серии публикаций издания «КазахЗерно.kz» начались проверки деятельности руководства АО «Ак Бидай Терминал». Признаки коррупционных нарушений нашли уже и прокуратура, и антимонопольное агентство.

В частности, органами транспортной прокуратуры проведена проверка  в деятельности АО «Ак Бидай Терминал» по соблюдению законности при погрузке зерна на морской транспорт, в ходе которого выявлены факты нарушения прав предпринимателей - экспортеров зерна. Проверкой установлено, что АО «Ак Бидай Терминал» не разработало систему очередности перевалки зерна, экспортерам не предоставляется какая-либо информация о загруженности зернового терминала, что лишает их возможности планировать свою работу, и вынуждает за отдельную плату прибегать к услугам экспедиторов. Наряду с этим, действующим законодательством не регламентированы порядок отгрузки зерна на экспорт через терминал и морской порт, в т.ч. не определена процедура и форма заключения договоров между экспортерами  и АО «Ак Бидай Терминал». По итогам проверки в адрес АО «Ак Бидай Терминал» внесено представление об устранении нарушений законности, по результатам рассмотрения которого разработана и утверждена инструкция «О порядке перевалки зерна через зерновой терминал АО «Ак Бидай Терминал».

Мы же надеемся, что со временем свое расследование проведет и финансовая полиция, выяснив роль министра Мамытбекова в создании серой схемы отправки зерна на экспорт, выгодной карманам отдельных людей, но никак не государства.

Как гусь на вертеле

Новость на Казах-зерно: Видимо, жареной гусятиной наконец-то запахло и в министерских кабинетах. Иначе с чего бы в Актау выбрался Евгений Аман… мы ждали от чиновника принципиальных оценок ситуации вокруг зернового терминала, ожидали обещаний заставить его руководителей наконец-то играть по прозрачным правилам, понятным всем участникам рынка.

А что получили? В ходе пресс-конференции прозвучали дежурные фразы (уже давно стоящие поперек горла всем казахстанским крестьянам) о том, что МСХ РК сделало все возможное для того, чтобы спасти казахстанский рынок зерна от такого «стихийного бедствия», как рекордный урожай. Мол, и закуп в ресурсы «Продкорпорации» по приемлемой цене обеспечили, и отечественную транспортную инфраструктуру по максимуму задействовали, и российские зерновозы брали в аренду. Короче, и то делали, и се. Вот только результат-то какой? Результат плачевный, господин Аман!

Что касается морской транспортировки, то министерский чиновник сказал следующее:

«Принято решение удешевить транспортировку зерновых в направлении портов Азовского, Балтийского и Черноморского регионов. На эти меры выделено в общей сложности 15 млрд. тенге. Есть договор о том, что АО «Продкорпорация» и АО «НК «Казахстан темир жолы» будут продолжать удешевлять транспортировку зерна. При корректировке бюджета текущего года, возможно, будут выделены средства в размере еще 15 млрд. тенге».

Такие меры, инициированные Минсельхозом, по словам Е. Амана, позволят вести достаточно стабильную политику по отгрузке зерна на экспорт. Но при этом приходится констатировать, что ни слова не сказано о расширении мощностей собственного зернового терминала! Вернее, вскользь Аман все же упомянул о возможности построить еще один зерновой терминал. Но только вскользь. А ведь несколько лет назад вполне конкретные планы такого рода всерьез рассматривались. Но были благополучно похоронены. Вывод напрашивается один - МСХ РК вполне удовлетворен нынешней ситуацией. При которой все возможности АО «Ак Бидай Терминал» служат потребностям избранного круга приближенных министра Мамытбекова. И ничего менять в этом раскладе нынешнее руководство ведомства не собирается…

Рыба без головы

Интересные цифры привел Евгений Аман. По его словам, за нынешний маркетинговый год, начавшийся 1 июля 2011 по март, Казахстан отгрузил в общей сложности около 7,5 млн. тонн зерна, из них 34 процента - это мука. Получается, в лучшем случае, до конца маркетингового года (1 июля 2012 года) из страны будет вывезено не более 10 млн. тонн зерна. И это при том, что экспортный потенциал благодаря рекордному урожаю был оценен в 15 млн. тонн. То есть, невостребованными осталась треть потенциала! Около 5 млн. тонн зерна, политого потом и слезами наших аграриев, оказались «лишними»! Что же ждет сельское хозяйство Казахстана, если им и дальше будут управлять нынешние чиновники?!

Новость на Казах-зерно: Впору кричать караул, но Евгений Аман продемонстрировал завидный заряд оптимизма. По его мнению, в ближайшем будущем экспортный вопрос будет решен благодаря вводу в эксплуатацию железной дороги Узень - граница с Туркменистаном до Горгана (Иран). Казахстан получает дополнительный экспортный коридор отправки казахстанского зерна в иранском направлении и далее в страны Персидского залива.  Не хочется быть пессимистом на фоне чиновничьего оптимизма, но  недавний печальный опыт заставляет трезво смотреть на вещи. Вспомним проблемы с зерновозами в нынешнем году. Неужели крестьяне могут поверить, что аналогичных сложностей не будет на новой железной дороге? Но главное не это, а то, что нашим чиновникам ничто не помешает создать на этом транспортном серую коррупционную схему, аналогичную той, что работает в порту Актау. И в итоге, получать дивиденды от экспорта зерна через новую железную дорогу будут все те же чиновники, а не крестьяне.

Единственный выход, как нам представляется, - создать прецедент жестких антикоррупционных действий государства в отношении нечистых на руку чиновников. С кого стоило бы начать - мы уже писали. Как не крути, а рыба гниет с головы. Ее-то и нужно отсечь в первую очередь, чтобы спасти весь организм.

А чиновник слушает да ест

На чем еще заострил свое внимание Евгений Аман, так это на разработанной министерством программе по реконструкции и расширению имеющихся зернохранилищ:

«Необходимо их строительство, например, в регионах, где имеется большое внутреннее потребление - это юг страны. Здесь нет достаточных объемов для хранения. Однако здесь имеются терминалы (элеваторы), которые можно приобретать у бизнеса. В этом направлении ведутся переговоры. Минсельхоз инициировал такие действия. Это является приоритетным направлением. Предусмотрены кредиты на расширение существующих элеваторов - это проще сделать, меньше финансовых затрат на создание необходимой инфраструктуры, если строить новые. В рамках программы по расширению существующих мощностей по хранению зерна предусматривается увеличить объемы до 1,5 млн. тонн», - пояснил ответственный секретарь Минсельхоза РК.

Как прокомментировать эти планы? Иначе как новым витком коррупции их назвать нельзя. На первый взгляд, планы эти просто безумные и лишенные логики и здравого смысла: зачем приобретать у бизнеса существующие элеваторы, тогда как речь идет о расширении мощностей?! Так и хочется крикнуть: строить новые хранилища надо, господа, а не перекупать уже существующие! Но - логика-то как раз в министерских планах есть. Извращенная, коррупционная, чиновничья логика: представляете, по какой цене будут закупаться эти элеваторы? Представляете, какие откаты пойдут в карманы участников таких сделок? А вот принесет ли эта программа хоть каплю пользы сельскому хозяйству страны? Вопрос риторический…

«Оушен» и другие жулики

При этом при всем поражает то, как наши чиновники просто и честно признают свою неспособность вести переговоры и добиваться от потенциальных зарубежных партнеров выгодных для нашей страны решений. Может быть, так получается потому, что наши чиновники всегда думают о собственном интересе, а не об интересах страны?

Притчей во языцех уже давно стала неспособность МСХ РК вывести казахстанское зерно на китайский рынок. Вспоминается фраза из фильма про американских жуликов «13 друзей Оушена»: «Выйти на китайский рынок не сможет только идиот» (имеется в виду огромная емкость этого рынка). Так вот, Евгений Аман в очередной раз признал неспособность чиновников МСХ РК вывести казахстанское зерно на рынок южного соседа:

«Сейчас ведутся переговоры с китайской стороной относительно строительства на границе новых терминалов. Пока с их стороны мы не видим какой-либо поддержки и интереса к нашим предложениям. Идет вязкий процесс переговоров. Наш бизнес пока не может пробить экспортную дорогу в этом направлении. Поэтому необходимости в строительстве здесь зернового терминала не ощущается».

Не преминул Аман посетовать и на туманные перспективы иранского направления. Обосновав этим нежелание расширять мощности АО «Ак Бидай Терминал»:

«Что касается каспийского направления, то здесь сегодня возникла острая необходимость в зерновых мощностях в виду ситуации в Иране. От того, как себя ведет главный импортер казахстанского зерна, и зависит работа зернового терминала «Ак Бидай». Сегодня, например, проявил интерес к закупке ячменя (80%). Завтра мы не знаем, как он себя поведет. Поэтому говорить о срочной необходимости расширять силосы в Актау  нужно с осторожностью. Спешить вкладывать средства в новые мощности - преждевременно. Необходимо все проанализировать, спрогнозировать, прежде чем принимать решения. Помните ситуацию со строительством зернового терминала в Поти? Сегодня нет такой высокой целесообразности в этом направлении».

Не иначе, как все наши МСХ-вские «13 друзей Оушена» собрались на мозговой штурм, чтобы придумать такое «убедительное» объяснение своему нежеланию расширять терминал.

Ну, а подытожил Евгений Аман свои рассуждения традиционной уже фразой о необходимости сокращать посевы пшеницы и выращивать другие культуры. Это ведь голубая мечта чиновников МСХ РК - зерном занимаются несколько близких им компаний, а все остальные не путаются под ногами, не сбивают цены и не пытаются занять своим товаром железнодорожные и портовые мощности.

Новость на Казах-зерно: Вынужденные эксперименты

Не обошлась пресс-конференция без бравого выступления директора зернового терминала Рафаила Галямова. По его словам, в 2011 году через терминал было отгружено 307 тыс. тонн зерна.

«В 2011 году терминал предоставил услуги по отгрузке зерна 20 компаниям. Направление экспорта - Иран, Турция, Греция, Албания, Кипр, Италия, Грузия и Азербайджан. Конечно же, основным направлением экспорта казахстанского зерна является Иран. Терминал в Актау позволяет казахстанским экспортерам продавать свое зерно напрямую, минуя транзитные пункты, что гораздо эффективнее. Таким образом, обеспечивается стабильный сбыт казахстанского зерна по выгодным ценам», - пояснил Рафаил Галямов. Единственное, что он не пояснил - кому именно достаются все эти выгоды стабильного сбыта. Зато не упустил возможности в очередной раз объяснить свое нежелание работать с кем-то, кроме нескольких избранных компаний, некими «долгосрочными контрактами».

Отметим, что казахстанским экспортерам зерна приходится идти на экстраординарные меры, чтобы выполнить свои обязательства перед иностранными партнерами в обход зернового терминала. Например, ТОО «Многострадальное зерно» отгружает зерно в биг-бегах (чего до него не делал никто) непосредственно через сам порт Актау, а не зерновой терминал. Вот такие эксперименты ставит над зерновиками страны МСХ РК. И сколько это будет продолжаться? К сожалению, Евгений Аман ответить на этот вопрос не смог…

Справка: 1 доллар = 147,75 тенге.


Лия СТРИК

Газета «КазахЗерно.kz»

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com

Система Orphus

Add comment

Security code
Refresh

Наши партнеры