КазахЗерно ИА

Казахстан: В каких морях плавает Ак Бидай?

28 Март 2012 17:02

Новость на Казах-зерно:Автор этой статьи - работник порта в Актау. Работает в порту уже 30 лет, и во время Союза, и с момента независимости. Человек с большим опытом, который любит свою родину и очень переживает за нее. Когда он прочитал слова Мамытбекова, стало очень грустно и обидно, что из уст министра услышал подобные речи.  Вниманию посетителей сайта «Казах-Зерно» его отклик на интервью главы МСХ РК г-на Мамытбекова в отношении проблем зернового терминала «Ак-Бидай» в Актауском порту.

Читая недавнее интервью главы МСХ РК г-на Мамытбекова в отношении проблем зернового терминала «Ак Бидай» в Актауском порту, все время вспоминается поговорка: «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Вот, например, чего стоит его следующее заявление: «Судов тоже не хватает, и поэтому терминал дает только тому, у кого есть договор с судном, потому что привезти и заполнить разом 23 тысячи тонн, и потом ждать судно - это неправильно. Нужно давать возможность отгружать только тому, у кого есть уже договор с судном».

Начнем с «бузины» - якобы нехватки судов на Каспии, пройдемся по странам региона и начнем в алфавитном порядке.

Итак, Азербайджан. Исторически сложилось, что при распаде СССР подавляющая часть советского Каспийского пароходства, или коротко Каспар, досталась Азербайджану ввиду того, что головная контора пароходства находилась в Баку. В последующем, в годы независимости Каспар закупал новые суда и наращивал свой флот. И к настоящему времени только сухогрузный флот Каспара насчитывает 37 сухогрузов общим водоизмещением 484 486 тонн.

Теперь возьмем Иран. На Каспии представлено сразу несколько судоходных компаний  - частных и государственных. Крупнейшим является государственная компания «Хазар Шиппинг», имеющая представительство в Актау. Общее количество иранских судов на Каспии составляет 14 единиц общим водоизмещением 67390 тонн.

Казахстан мы вынуждены пропустить ввиду полного отсутствия своего сухогрузного флота - имеются в наличии только танкера для перевозки нефти и нефтепродуктов.

Следующим по списку идет Россия. И тут бы хотелось напомнить министру общеизвестный факт о том, что Волга все-таки впадает в Каспийское море. И это означает, что российские суда класса «река-море», общее количество которых более 700 со средней грузоподъемностью около 3 000 тонн, могут перевезти более 2 миллионов тонн грузов.

И не только в Иран, но через российские каналы в любой порт мира - хоть в Гану, хоть в Малайзию.

Новость на Казах-зерно:Таким образом, можно констатировать, что доводы о так называемой «нехватке судов» просто не состоятельны и нелепы. Позвоните любому российскому, азербайджанскому судовладельцу, и он поднимет вас просто на смех. Есть и суда, есть и судовые брокеры и агенты в любом каспийском порту, которые предложат на выбор любой каспийский флаг.

В том же порту Актау до пяти агентских компании. Некоторые из них выполняют функции и экспедиторских компаний.

Теперь же в отношении дядьки. После прогремевшего на весь мир заявления казахстанского министра сельского хозяйства о том, что зерно нужно хранить на полях, стоит ли искать еще более нелепые аргументы как, например, «нехватка судов» только для того, чтобы сохранить уже всем известную ситуацию с монополией трех фирм вокруг государственного зернового терминала «Ак Бидай» на Каспийском море.

Или найдем теперь аргумент, что «Ак Бидай» находится не на Каспийском море?

P.S. Да, бузина, оказывается, не в огороде, а в голове аграрного министра. А в огороде, то бишь в полях, как раз пшеница, которая частью так и осталась там, поскольку элеваторы в аграрном секторе, возглавляемом министром с бузиной в голове, все сплошь маленькие и маломощные, как «Ак Бидай Терминал», который и построен не для решения вопросов масштабного экспорта зерна из страны, а исключительно для пополнения частных бюджетов ограниченной группы лиц.

Люди поистине скромные и заботящиеся о государственном бюджете. Зачем строить огромные терминалы и причалы, вгоняя государство в большие расходы? Для скромных потребностей и маленького терминала хватит. Так сказать, семейного типа.

А что ж проблемы экспорта в интересах государства и его общества? Да не получается как-то все. Убогие мы и бедные. И терминалы у нас крохотные и зерновозы не ходячие с кривыми колесами, да и тех мало. А теперь еще проблема. Судов нет.  А те, что ходят по Каспию, все мимо Актау норовят проскочить. Ловим, ловим их на рейде, поймать не можем.

Вот такие дела. Дождемся, наверное, пока оставшиеся пшеничные поля бузиной зарастут.


Неравнодушный читатель

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com

Система Orphus

Add comment

Security code
Refresh

Наши партнеры