КазахЗерно ИА

«Казахстан темир жолы» будет решать свои проблемы за счет экспорта зерна и муки. Останется ли экспорт после этого жив, неизвестно

20 сен 2012 17:52

Новость на Казах-зерно:Государственные чиновники продолжают давить на зерновой частный бизнес страны, используя исключительные полномочия, данные им государством и обществом.

Это давление происходит при помощи  все более изощренных методов с целью извлечения у частного все новых порций прибавочного продукта. Средствами этого давления всегда было монопольное государственное доминирование в экономической инфраструктуре бизнеса. Это исключительная собственность на средства производства, в данном случае землю, единая транспортная система, крупные системы хранения сельхозпродукции, законодательная регламентация бизнес-процессов и отношений, контроль над финансовой системой и другие преимущества.

Остановимся на транспортной составляющей инфраструктуры, доставшейся государству в виде налаженной системы, так сказать «из прошлой эпохи». Это система железнодорожных и автомобильных дорог, локомотивно-вагонный парк и вся инфраструктура обеспечения ее функционирования. Никто не подвергал сомнению то, что все это «добро» ради бесперебойной и эффективной работы должно оставаться в собственности у одного хозяина - государства, которое обеспечивает равный доступ к этому народному достоянию всех участников рынка и граждан страны.

Но сразу же все пошло наперекосяк. С самого начала не учли небольшого с виду противоречия. А именно, между государством и частными лицами, получивших статус лиц, олицетворяющих государство, но с реальными частными интересами, потребностями и желаниями. И пошло, и поехало. Каждый проводник пассажирского вагона стал хозяином этого вагона, взимая плату с пассажиров по совершенно самостоятельной схеме себе в карман и выше, а каждый начальник станции превратился в распорядителя некоторой кучки вагонов, делающего то же самое, но в более крупных размерах.

И пошла жара. Стучали колеса по рельсам, скрипели вагоны, а деньги, предназначенные на оплату эксплуатации, обновление вагонов и модернизации всей отрасли, текли малыми и большими ручейками и реками неизвестно куда. Хотя догадаться нетрудно.

Поскрипели на славу. Так, что все начало валиться и разваливаться. По данным казахстанского национального оператора вагонов АО «Казтемиртранс», степень износа всего вагонного парка на 1 января 2012 года составила 61,2%. Средний возраст грузовых вагонов составил 26 лет. За период 1991 - 2003 гг. вагоны не приобретались. В период 2013-2016 гг. в АО КТТ по сроку службы выбывает 9944 вагона. 25% казахстанской погрузки обеспечивается неказахстанским парком. В результате выбытия вагонов, без их пополнения новыми, парк вагонов в Казахстане может сжаться на 68%.

Пришла пора срочно решать, за чей счет все это восстановить и модернизировать. Железнодорожные бонзы, не долго думая, все накопившиеся за десятилетия проблемы в отрасли одним махом решить за счет перевозчиков грузов, в том числе перевозчиков зерна. И выбрали для этого экспортный сегмент зернового рынка. Дескать, не обеднеют, пусть вкладывают экспортные доллары в отрасль, надо делиться. 

И вот, 15 июня из под пера АО «Казтеміртранс» выходит документ «Перевод инвентарного парка АО «Казтеміртранс» в приватный. Дальнейшее расширение операторской деятельности АО «Казтеміртранс». Документ обосновывает со всех возможных сторон плавное, а значит, почти постоянное повышение арендной ставки использования вагонов. Нагрузка на это также плавно и постоянно ляжет на плечи зерноперевозчиков, а через них - на всю зерновую отрасль.

В какие суммы эта «инновация» обойдется в конечном итоге для сельхозпроизводителей, никто даже и не подозревает. Платить дополнительно к существующим железнодорожным тарифам за аренду вагонов для казахстанских перевозчиков зерна равносильно медленному и мучительному разорению или моментальной потере рентабельности в зависимости от финансового состояния перевозчика.

И в том, и в другом случае произойдет значительное отраслевое перераспределение доходов от зерновой отрасли в пользу железнодорожной. Также произошло и в России. Особенно пострадал наиболее удаленный от рынков сибирский зерновой бизнес. Казахстан тоже славится своими расстояниями. Каждый день пути казахстанского зерна на экспорт будет теперь означать ежедневную потерю прибыли, вплоть до убытков.

Вот слова представителя экспортного бизнеса, которые уже публиковало ИА «Казах-Зерно», финансового директора ТОО «Логос-трейд» Армана Кудайбергенова.

В конце августа в АО «Казтемиртранс» прошло совещание на тему «Организация перевозок зерна нового урожая». Для экспортеров главным было услышать ответ на вопрос: «Что же решили с будущими ценами на транзит зерна и муки». «Все остается по старому, пока изменений не предвидится. Такой ответ дали нам 28 августа, а уже через пару дней мы узнали о новой системе», - рассказал Арман Кудайбергенов. Экспортеры, доверившись заверениям представителей КТЖ, продолжили переговоры с покупателями зерна, определяли цены и заключали договоры на поставку.

И тут как гром среди ясного неба: АО «Казтемиртранс» будет взимать вознаграждение за транспортировку зерновозов. Вопрос: понесут ли убытки экспортеры - риторический. Безусловно, это временно, в будущем все эти «надбавки» перейдут на плечи покупателей или поставщиков. «Мы будем либо дешево закупать, либо дорого продавать. Тем самым система отразится на благосостоянии производителей, а ни как не трейдеров», - пояснил Арман Кудайбергенов.

В итоге вновь страдает крестьянин. 2012 год казахстанские аграрии запомнят надолго: засуха, потеря урожая, теперь еще и это.

 «Был определенный механизм работы. Сейчас все старое разрушили, при этом новое не создали. Мы ведь до сих пор не знаем, сколько придется платить по новой системе. Более того, они там (АО «Казтемиртранс») сами еще не подсчитали», - пояснил экспортер.

 И пока «светлые умы» транзита ведут подсчеты, зерно лежит, вагоны стоят. Экспортеры негодуют: ведь можно было избежать всей этой суматохи и возмущений, сделав официальное заявление за месяц-два до введения тарифных ставок, чтобы рынок подготовился к изменениям. Да и сами бы успели определить суммы.

Что в итоге. А в итоге ряд крупных зернотрейдерских компаний планируют обратиться к Главе государства с открытым письмом. Суть обращения в следующем - главный перевозчик страны ведет политику, деморализующую и откровенно губительную для АПК Казахстана.


Лия Стрик

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com

Система Orphus

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Наши партнеры