КазахЗерно ИА

Южный Казахстан: Мукомолы на грани разорения

23 сен 2012 14:20

Новость на Казах-зерно:Южный Казахстан - пионер оседлого земледелия. Тому во многом способствуют сложившиеся здесь благоприятные природно-климатические условия. Люди испокон веков «приземлялись» в благодатном южном крае, строились, развивали ремесла. Этим фактом можно объяснить особую предпринимательскую жилку и деловую хватку южан. Неслучайно их активность в организации предприятий малого и среднего бизнеса - самая высокая в республике.

Хождение по мукам

Особое место в экономике страны занимает мукомольная промышленность региона.  Как это не покажется странным, свое второе дыхание отрасль приобрела при распаде СССР. Впрочем, этому можно найти вполне логическое объяснение, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». Юг страны - ворота в республики Центральной Азии - потенциальных покупателей казахстанского зерна, которое, естественно, выгоднее продавать в переработанном виде.

Вот почему предприимчивые южане, самостоятельно, без помощи государства, выйдя на международные рынки ЦА, не только быстро восстановили старые мукомольные предприятия, но стали создавать новые. Ведь главная составляющая торговли - покупатель - был найден. Оставалось только успевать производить продукцию - товар для уважаемого покупателя. Более того, в поисках качественного сырья (поскольку южное зерно в основном - фуражное, а не продовольственное) мукомолы стали активно «наступать» на хлебные нивы северных и центральных областей республики: арендовали или даже выкупали зерновые поля, заключали фьючерские сделки на поставку зерна с хлеборобами этих областей. Безусловно, первоначально не обошлось без трудностей с обеспечением вагонов для транспортировки груза. Но со временем дипломатичные и терпеливые южане договорились-таки с железнодорожниками, нашли более-менее оптимальный вариант.

Лидирующие позиции

Таким образом, предприниматели юга оперативно смогли наладить цикл переработки и продажи зерна, от которого не только они получали прибыли, но и родное государство в виде солидных налоговых поступлений от переработчиков. Не случайно в последнее время именно Южный Казахстан занимал лидирующие позиции в экспорте муки.

Казалось бы, при таком раскладе оставалось только жить и ударно работать на благо Родины и своих семей, к чему постоянно призывает Лидер нации Нурсултан Назарбаев.

Однако, как известно, наших государственных чиновников очень уж нервирует всеобщее благоденствие. Помните, у незабвенного Райкина «завсклад как простой инженер»? Чинуши, получающие солидные заработные платы из государственной казны, сформированной, в значительной степени, из налоговых поступлений производителей и переработчиков, похоже, есть-спать спокойно не могли от мысли, что кто-то сам себе деньги зарабатывает. Бессонными ночами воспаленный их мозг, видимо, и породил гениальную, на их взгляд, идею, в результате которой АО «Казахстан темир жолы» породил дочернюю компанию «Казтемиртранс».

Эта тема подробно обсуждается аналитиками информагентства «Казах-Зерно», оставим и в дальнейшем эту миссию им.

Пасынки в родном отечестве

Как региональный собкор издания по ЮКО, я хочу подробней остановиться на том, чем эта бредовая идея обернулась для мукомолов юга.

Из-за сбоя в обеспечении экспорта продукции переработки железнодорожными вагонами в отрасли сложилась катастрофическая ситуация.

- Мукомолы  в родном государстве, словно пасынки, до которых не доходит ни выделяемая властями помощь, ни какие-то привилегии, - рассказывает директор Шымкентского ТОО «DANI NAN» Гайбилла Ерметов. - Наше предприятие на зерновом рынке Казахстана с 1996 года. Постоянно  мы растем, совершенствуемся, вводим новые объекты. Сегодня имеющиеся мощности позволяют перерабатывать до 430 тонн зерна в сутки, получая при этом до 350 тонн муки. На  производстве трудится 230 человек. Конечно, такие объемы требуют соответствующих рынков, внутренним здесь не ограничишься. Поэтому сами, без посторонней помощи, мы искали выхода на внешний рынок. Контакты устанавливались постепенно, годами. С трудом, но наладили активный товарооборот, экспортируя до 80 процентов производимой продукции в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. Нашли постоянных клиентов, стабильно подающих заявки. Довольны они, довольны мы (производство растет, рабочие вовремя получают зарплату), да и наше государство не в накладе - перечисляем солидные налоги.

Чиновники-футболисты

 Но тут, непонятно, с какой целью, начинаются непонятные дела в организациях, предоставляющих нам  ж/д  вагоны для транспортировки муки. Как известно, функции по предоставлению вагонов организациям-экспортерам АО «Казахстан темир жолы» с недавних пор передало вновь организованной дочерней компании «Казтемиртранс». Отныне платить экспортерам придется по трем расходным статьям: аренда вагона, тариф на порожний возврат и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции.

Свою тревогу Г.Ерметов подкрепил расчетами. Если раньше транспортировка одного вагона с мукой до Сарыагаша обходилась мукомолам в 44 000 тенге, то теперь - в 66300. Но и за такую цену вагоны переработчикам еще не удосуживаются предоставлять, говорят, мол, у нас еще организационный период идет. Мукомолов просто-напросто отфутболивают, гоняют по различным инстанциям. А ведь именно сейчас идет горячая пора: необходимо закупать зерно нового урожая. Из-за чиновничьей проволоки мукомолы рискуют потерять своих постоянных покупателей.

Превращаемся в сырьевой придаток?

{truepic id=974 align=right}- Более того, - продолжает рассказ Гайбилла Назарметович, - мы будем работать себе в убыток. А из-за увеличения расходов по транзиту на две тысячи долларов с нами уже подумывает расторгнуть контракт Киргизия, которой в сложившихся условиях выгоднее покупать муку у России. Из-за очередной непродуманной идеи чиновников нам придется сворачиваться: уменьшать мощности, сокращать кадры. Кто от этого выиграет?

Мы не просим у государства помощи, мы привыкли работать сами. Но хотя бы чиновники не мешали нам, не проводили над нами сомнительные эксперименты…

Тревога предпринимателя вполне понятна. И ответить хочется на его вопрос: кто выиграет в этой ситуации? Снова чиновники - те, кто слетелся во вновь организованную фирму «Казтемиртранс», и которым государство начнет выплачивать зарплаты из своего бюджета… И при этом они делают все возможное, чтобы превратить Казахстан в сырьевой придаток, а не в державу с мощной экономикой.

Ведь понятно, как дважды - два, что выгоднее налаживать переработку, создавать новые рабочие места, а не экспортировать сырье в другие страны. Однако при теперешнем положении, как заметил в беседе Г. Ерметов, остро встал вопрос: быть ли вообще мукомольной отрасли? И как быть тем, кто занимается реальным производством, тем, кто создает материальное благополучие и трудом способствует развитию экономики?

Вопрос, увы, риторический…


Рамзия Юнусова

Газета «КазахЗерно.kz»

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com

Система Orphus

Добавить комментарий

Наши партнеры