КазахЗерно ИА

Казахстан: Министр Обещалкин, или Топливо для ненависти

28 мая 2013 17:32

Все чаще и чаще жители села, аграрии убеждаются в том, что их рулевой - министр Асылжан Мамытбеков - живет в своей виртуальной реальности, а отечественный АПК походит на корабль без капитана. Пока министр, запершись в каюте, рисует в своем воображении райские берега, к которым, по его мнению, идет судно, корабль швыряет из стороны в сторону, а на палубе верховодит матросня.

Мамытбеков тешит себя грезами - да не все у нас в сельском хозяйстве хорошо, но мы придумали такие программы, которые незаметно для самих фермеров сделают их богаче и счастливее. А в это время за окном Минсельхоза в радиусе двух тысяч километров живут и копошатся в собственных неудачах без малого 180 тысяч фермеров. Единственная мечта этих фермеров - лишь оставили в покое их минсельхозовские чинуши, не докучали со своими льготами и субсидиями. Потому что, за что ни возьмись - какую бы красивую картинку не нарисовал Мамытбеков, на деле выходит себе дороже. 

Сейчас конец мая, пишет корреспондент газеты «КазахЗерно.kz». Крестьяне из числа земледельцев живут в поле. Погода и так подкузьмила - дожди не пускали начать сев в срок, - а тут еще агроведомство со своими преференциями, которые вроде как обещаны, которых вроде как ждешь…

А обещаны они были прямым текстом. На брифинге официального представителя Службы центральных коммуникаций Асылжан Мамытбеков гордо подошел к трибуне, увешанной микрофонами центральных телеканалов, и заявил: «Решается вопрос обеспечения льготным ГСМ, цена для сельхозтоваропроизводителей будет ниже. Прошедшая межведомственная комиссия по вопросам реализации нефти и нефтепродуктов приняла решение: на 13% ниже рыночной цены обеспечить сельхозтоваропроизводителей для весенне-полевых работ в объеме 360 тыс. тонн», - сказал Мамытбеков. Даже фотография министра в этот момент имеется.

 Было это 25 февраля, что вполне вяжется с процедурой этого самого удешевления. Приблизительно в этих числах заседает та самая межведомственная комиссия, на которой вроде как по-деловому, с другой стороны, с использованием адмресурса, да и вообще по-дружески Минсельхоз обращается к нефтепереработчикам с просьбой удешевить топливо для селян. И каждый раз им не отказывают. Нефтяники тоже кушать хотят, причем натурпродукт, понимают, что без родного села на прилавках «одно ГМО» останется. Вот и скидывают цену по доброте душевной. Но дружба дружбой, а табачок врозь. На выходе льготное дизтопливо получается не только дешевое, но если учесть многие факторы его получения - еще и в убыток ложится.

Как мы знаем, в каждой области управлением сельского хозяйства назначаются фирмы по поставке удешевленных ГСМ, так называемые операторы. В Северо-Казахстанской области, например, три таких компании. По словам самих управленцев, операторов некогда выбирали коллегиально, то есть, с учетом оценок мощностей этих компаний, с учетом пожеланий фермеров.

Мы специально обзвонили несколько фермеров СКО (из числа середняков), помнят ли они, чтобы их спрашивали о том, быть ли таким-то операторами. «Не припомним», - отвечали опрошенные. Видимо, не на тех нарвались. И потом, при ближайшем рассмотрении вопроса, оказалось, что операторы эти арендуют емкости на нефтебазах. То есть, по сути, являются посредниками.

В редакцию нашего издания в период посевной поступают десятки звонков от разочарованных инициативами чиновников фермеров. По словам аграриев, казуистики хватает на любом этапе предоставления дизтоплива по сниженным ценам. Вот какие слова услышали мы от одного из фермеров в адрес таких компаний: «Первое, что не вяжется в голове, почему фирмы, которые должны обеспечивать АПК целого региона значительными объемами ГСМ, на поверку имеют только телефон и два стула. Похоже, эта «непредвзятость» в выборе операторов-поставщиков топлива порождает всю остальную нервотрепку, связанную с дешевой соляркой», - высказался фермер, пожелавший остаться неназванным.

Но и это полбеды. Настоящая беда для сельчан - министр Мамытбеков, который с высоких трибун говорит о благах для фермеров. Чиновники эти блага реализовывают, не без оглядки на собственные нужды, тут же «халявные» деньги растаскиваются. И в итоге, что от тех благ до крестьянина доходит - пшик? Судите сами. Цена дизтоплива на заправке в северных регионах сейчас 100-102 тенге. У операторов Северо-Казахстанской и Акмолинской областей удешевленная солярка стоит 95 тенге. Для костанайских фермеров она обходиться и того дороже - 97 тенге за литр. И о каких 13% может идти речь? Ведь министр Мамытбеков сказал четко: 13 процентов от рыночной стоимости. Сегодня даже третьеклашка докажет главе Минсельхоза, что разница между 100 и 95 - 5%, а между 102 (возьмем по максимуму) и 95 - 6,7%.

А теперь вопрос - стоит ли мараться об эти 5-7 процентов тем, кому эта солярка достается как манна небесная?

Но начнем с начала… В текущем году операторами по предоставлении удешевленного ГСМ в Северо-Казахстанской области являются три компании: ТОО «TALA-OIL», ТОО «СК «Бахыт-Мунай» и ТОО «Восточно-Топливная компания». «В текущем году стоимость удешевленного ГСМ на уровне 95 тенге. В сравнении с прошлым годом цена повысилась на 10 тенге, и причина этому в повышениях цен на заводах и тарифы на ж/д перевоз», - уточнил и. о. начальника управления сельского хозяйства Димаш Таласбаев.

Новость на Казах-зерно:«В этом году мы работаем с «Восточной Топливной компанией». Вообще процесс приобретения топлива очень длительный. Сначала отдаешь им деньги, они передают их заводу, который потом выдаем им топливо, а они нам. Компания уже лет 5 работает в этой сфере. Но своих собственных оборотных средств, видимо, не имеет. А так работа бы шла куда быстрее. А нам приходится сидеть и ждать до 15 дней», - пояснил Сергей Звольский, глава ТОО «Астык-STEM».

Как отмечает собеседник, чуть больше половины объема его предприятие закупило у оператора 82 тонны удешевленного топлива. Остальные 70 взяли на свободном рынке. «Сложно с операторами работать», - уточнил собеседник.

К «Восточной Топливной компании» с недоверием относятся и остальные клиенты.  К примеру, в одном из хозяйств Жамбылского района в самый разгар посевной осталось без солярки, которую им обещали поставить еще на прошлой неделе. «Договорились с ними еще 20 мая. Для нас они территориально удобно расположены. Деньги перечислили, а топлива у них не оказалось, хотя заверяли, что располагают нужными объемами», - рассказали в товариществе.

После недружелюбных откликов в сторону оператора, наше агентство связалось с руководством «Восточной Топливной компании» в надежде получить комментарий. Из беседы выяснилось, что ноги сей проблемы растут из заводов по производству солярки.

«Бывшие клиенты двух остальных операторов переходят ко мне, это ли не показатель нашей работы. Мы заранее на собственные средства закупаем топливо у заводов, на сегодня 70% запрошенных объемов уже на руках фермеров (20 тыс. тонн). Остальные 30% мы не можем предоставить, потому что заводы тянут с отгрузками. Такая ситуация происходит из года в год. В мае месяце у них начинаются проблемы с поставками топлива, в чем причина форс-мажора - не знаю. Те хозяйства, которые подали заявки еще в апреле, получили свою солярку. В начале весны дизтопливо приходило к нам за несколько дней, а сейчас последнюю партию ждали около 20 суток. Я обращаюсь к ним, чтобы в экстренном порядке предоставили ГСМ, но отгрузки по-прежнему плохо идут. Мы стараемся уложиться в сроки, чтобы не срывать посевную, но 30% нашего топлива еще где-то идет. Так что зря они (аграрии - Автор.) так говорят. Проблема не в нас…», - рассказал директор Северо-Казахстанского представительства компании Ерлан Курманов.

Проблема не в них - в заводах, которые недопоставляют горючее в срок. А те, в свою очередь, ссылаются на железнодорожников, которые неохотно возвращают цистерны, и вообще куда-то девают их. Так кто же крайний, господа?

Вот какой комментарий оставил нам начальник отдела инженерно-технической инфраструктуры сельхозуправления по СКО Абильхан Бижанов, который напрямую ведет контроль над поставками удешевленного дизтоплива.

«Не хочу никого защищать, но проблемы есть. И они не всегда объективны. Нельзя сказать, что правы аграрии, когда они возмущаются тем, что они сегодня перечислили деньги, а им завтра не поставили топливо. В договорах с операторами прописывается, что поставка осуществляется в 10-дневный срок. Многие так и получают. Я слышал и об обратном, когда крестьяне получают топливо в рассрочку - таким образом, операторы идут на выручку крестьянам», - рассказал в телефонной беседе чиновник.

«Но есть у нас и больное место - это все те хозяйства, что обслуживаются со станций Мамлютка и Петропавловск. Как известно, они относятся к Южно-Уральской железной дороге. Это Жамбылский, Мамлютский районы, город Петропавловск. Здесь всегда возникают задержки с поставкой горючего. Дело в том, что заводы-изготовители топлива с опаской отправляют цистерны на эти станции, потому что, по их словам, часты задержки подвижного состава российскими железнодорожниками. Есть случаи невозврата. Вот они и дожидаются, когда состав вернется, только после этого предпринимают следующую поставку. Вообще, как я понял из разговора с ними, - с опаской смотрят на этот вариант», - пояснил Бижанов.

Нужно сказать, наш собеседник и всю процедуру выделения удешевленного топлива находит не стабильной, полной подводных камней, и препон.

«Подсчитано, сколько требуется аграриям удешевленных ГСМ. В марте область получила в этом году 18 тыс. тонн, в апреле - 23 тыс. тонн, в мае - 24 тыс. тонн. Но это только в идеале. На деле к началу посевной начинается аврал. Потому что большинство крестьян не в состоянии затариться соляркой загодя - просто не имеют емкостей. Это приводит к затоварке на нефтебазах, к заправке сельхозмашин «с колес», что, в свою очередь, часто ведет к поломкам техники. Ведь всем известно, что дизтопливо перед применением должно отстояться в течение 48 часов», - сказал начальник отдела.

«Но в целом, хочу сказать, что крестьянам нашим «не даем стоять», управление решает вопросы в экстренном порядке, на период посевной подключаем все силы, работаем в усиленном режиме. По каждой проблеме реагируем: звоним, настаиваем, разбираемся», - подытожил он.

Новость на Казах-зерно:Вместо послесловия

В итоге уперлось все в нехороших российских железнодорожников, которые (ух, паразиты!) задерживают вагоны? Не причем завод, который, следуя законам бизнеса, дожидается возврата цистерн. Не причем оператор, который выполняет свои не хитрые купи-продажные функции. Не причем сельхозуправление, которое зорко следит за обстановкой и сожалеет, но ничего не может предпринять ввиду ограниченности своих полномочий (например, поменять оператора, ведь он такой хороший!).

Не причем и министр Мамытбеков, который все подсчитал и у него все сошлось. Завершить этот материал хотим словами фермера, который также участвовал в нашем опросе.

«А об исполнении думать - не его министерская задача. Вот и обещает он направо и налево, это ж не мешки ворочать! А колхозник - как был быдлом, так и помрет. Дали ему несчастные эти пять тенге, он и рад. Мыкается он со своими 500 тоннами, выпрашивает у оператора, ведь трактора в поле стоят, ведь майский час год кормит... С одной стороны нефтяная страна, а солярку ждем как какого-то чуда. Не будет ничего хорошего в сельском хозяйстве, пока так все спустя рукава, а точнее, манжеты, все делается. Пока министр будет в своих облаках витать!», - заключил наш респондент. И к этому нечего добавить.


Саша Бло,

Газета «КазахЗерно.kz»

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com

Система Orphus

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Наши партнеры