КазахЗерно ИА

Казахстан: И опять - политика двойных стандартов

30 окт 2017 16:55

Новость на Казах-зерно:

Южноказахстанские мукомолы сигнализируют «SOS!»: регион может остаться без хлеба!

Хлеб - один из немногих продуктов отечественного производства в ЮКО. Однако именно в то время как местные власти помпезно фестивалили  на агропразднике, рапортуя наверх о своих высочайших достижениях в сфере сельского хозяйства, в регионе сложилась катастрофическая ситуация с производством стратегического продукта №1.  Буквально на следующий день после яркого представления с громким названием «Агрофестиваль» руководители крупных мукомольных предприятий области собрали экстренную пресс-конференцию, на которой заявили, что южноказахстанцам грозит дефицит муки. А сами они могут разориться из-за того, что им не на чем привезти зерно из элеваторов. Между тем, 50 мукомольных заводов юга производят практически половину всей муки в Казахстане.

Оставшегося зерна, заявили мукомолы на пресс-конференции, хватит максимум на два дня работы. Вагоны для перевозки урожая из северных регионов и поставки муки на экспорт просто исчезли, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».

Выяснилось, что единственная логистическая компания в Казахстане АО «Астык Транс» -  дочерняя компания ОА «НК «КТЖ»,  изначально созданная как совместное казахстанско-российское предприятие, с недавних пор полностью принадлежит Российской Федерации.

И пока зерновозы курсируют по соседней стране, казахстанским мукомолам приходится ждать и терпеть каждодневные убытки.

Нехватка специализированных зерновых вагонов приводит к затовариванию продукцией, срыву контрактных обязательств перед получателями, а, следовательно, и к значительным убыткам, которые несут местные товаропроизводители.

Ситуация осложняется тем, что многие из бизнесменов Южного Казахстана связаны кредитными обязательствами перед банками, и тем, что основными контрагентами по договорам поставок являются представители ближнего и дальнего зарубежья, а соответственно, и ущерб оценивается в валюте.

«Наши хлеборобы собрали неплохой урожай, и с сентября его никто не может забрать, никто не может отгрузить. У всех предприятий есть обязательства, кредиты, налоги, зарплату платить не можем, потому что у нас все деньги вложены в зерно, и мы их не можем вытащить. Мы не можем делать оборот. У нас есть клиенты, которые покупают муку, и они сделали предоплату, но мы не можем им отгрузить. Потому что у нас нет продукции, так как нет сырья», - разводит руками директор одного из крупнейших южноказахстанских зерноперерабатывающих предприятий «Алтын дан» Бахарам Абдукаримов.

Для бесперебойной работы в сутки в регион должно приходить 3000 тонн зерна. Только «Алтын дан» способен переработать 450 вагонов пшеницы в месяц. Однако с середины сентября начался перебой с вагонами, а теперь компания «Астык Транс», которая занимается грузовыми перевозками зерна, даже перестала принимать заявки.

«Поставщик вагонов «Астык Транс» давал нам вагоны и осуществлял перевозку. Но сегодня вагонов нет, обещают, но не могут сказать, когда будут. По информации, все вагоны ушли в Россию, там большой урожай, и они экспортируют на Черноморские и Балтийские порты. А внутри Казахстана движения нет, все вагоны ушли туда», - возмущается Бахарам Абдукаримов.

Новость на Казах-зерно:Мукомолы ЮКО сообщили, что им приходится поднимать цену на муку, так как спрос уже превышает предложение. Сейчас цена поднялась на два тенге, что вероятно отразится и на цене хлеба. Однако стоимость зерна наоборот падает, если месяц назад оно стоило 50 тенге, сейчас уже 40 тенге за килограмм.

«Мы сейчас дали заявку на 50 вагонов в Узбекистан. Но даже, если получу эти вагоны, проблема-то не решается. Потому что нам срочно нужно минимум 70 вагонов, «Алтын дану» 70 и так далее. Если наладить систему: быстрый привоз, быстрая разгрузка и обратно, то за месяц 7-8 кругов можно сделать. Мне кажется, чем на экспорт, в первую очередь нам должны давать, внутреннее перемещение быстро происходит», - говорит директор ТОО «Пионер» Чингиз Абдиев.

Из трёх тысяч тонн зерна, перерабатываемых в ЮКО за сутки, 80 процентов муки идет на экспорт в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Многие покупатели заранее проплатили за поставку муки и ждут выполнения договорных обязательств. А почти 10 тысяч работников мелькомбинатов региона ждут зарплату.

По словам Бахарама Абдукаримова, из-за повышения транспортных расходов казахстанские мукомолы, которые годами открывали для себя выход на внешние рынки, теряют с огромным трудом завоеванные позиции. По статданным, они уже лишились почти 40% рынка муки в Узбекистане, 30% - в Таджикистане и 50% - в Афганистане».

Как отметили собравшиеся на пресс-конференции предприниматели, проблемы с поставками вагонов для южноказахстанских представителей зернового бизнеса становятся переходящими из года в год.

Так, в 2009 году стоимость провоза одного вагона с севера до южной границы страны составляла (без НДС) 85 тысяч тенге, в 2010 - около 100 тысяч, в 2011 - 114 тысяч, 2012 - около 130 тысяч, 2013 год - уже 240 тысяч тенге. В целом, транспортировка, в зависимости от конечного пункта, доходила до 300 тысяч. Затем железнодорожники объявили о введении новых тарифов на железнодорожные перевозки. Плюс к этому появились новые расходные статьи: тариф за порожний возврат вагона и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции.

«Раньше тоже были проблемы, но вопрос решался. Теперь передали все вагоны в частные структуру «Астык Транс». В результате в два раза подскочила стоимость: железнодорожный тариф - 180 тысяч тенге плюс столько же операторские услуги от «Астык Транса». Они уверяли, что будут вкладывать деньги в покупку новых вагонов. Но проблема-то не решается - вагонный парк не увеличивается. Не надо делать монополистов!», - считает заместитель директора компании «Дани нан» Кудрат Ерметов.

Мукомолы направили письмо в Национальную палату предпринимателей.

Производители стратегического продукта номер один уверены, что правительство может решить вопрос с поставками вагонов.

Интересно, что  в день проведения экстренной пресс-конференции в Шымкенте, в Астане под председательством руководителя АО «НК «Казакстан темир жолы» Каната Алпысбаева состоялось совещание по организации перевозок зерна нового урожая. В нем приняли участие представители АО «НК «Продкорпорация», Актауского международного морского торгового порта и морского северного терминала, АО «Астык Транс», а также крупных компаний, занятых на рынке зерна.

Новость на Казах-зерно:Алпысбаев отметил важность обсуждения вопросов по обеспечению ритмичности отгрузки зерна и выработки мероприятий для улучшения ситуации по обеспечению вагонов и ценовых параметров на вагонный парк, сложившихся на рынке КТЖ.

«Существующий парк, а это около 9700 зерновозов, может обеспечить перевозку всего урожая, как во внутриреспубликанском, так и экспортом направлении», - сказал Алпысбаев и констатировал, что в настоящее время в порту Актау простаивает порядка 1100 вагонов.

«Из-за несогласованных действий между отправителями и получателями грузов образовалось скопление вагонов на припортовых терминалах в ожидании перевалки на судно при экспортных поставках. В итоге возникают сложности при организации перевозочного процесса и оказании транспортных услуг», - отметил в этой связи Алпысбаев.

«Для разрешения ситуации в порту Актау необходимо до 1 ноября обеспечить готовность к приему зерна в терминалах, подтверждение фрахта, рационально использовать парк вагонов», - сказал Алпысбаев и подчеркнул, что «все участники перевозочного процесса должны проявлять взаимную ответственность».

По информации директора департамента АО «КТЖ - Грузовые перевозки» Даулетбек Нигметова, по состоянию на 27 октября этого года грузоотправителями заявлено к перевозке более 1,2 миллиона тонн зерна, в том числе на экспорт - 836 тысяч тонн. В октябре текущего года планируется обеспечить погрузку более 800 тысяч тонн. Имеющимся парком зерновозов можно обеспечить перевозку до 1 миллиона тонн зерна в месяц при условии соблюдения норм оборота вагонов.

По данным АО «КТЖ - Грузовые перевозки», срок простоя вагонов в ожидании погрузки в среднем увеличился с 2 до 5 суток и зачастую до 15 суток. Это связано с одномоментным предъявлением зерна к перевозке, без учета технических возможностей инфраструктуры и планирования перевозок имеющимся подвижным составом. В результате идет потеря погрузочных ресурсов и создается искусственный дефицит вагонов.


Рамзия Юнусова

Газета «КазахЗерно.kz»


Система Orphus

Комментарии   

Динара. 02.11.2017 00:52
ужасающая бедность при самых богатых природных ресурсах. Куда делись деньги НПФ?
Можно было давно купит 2-3 тысяч зерновозов! Строит не сколько нефтеперерабатывающих заводов! И многое др.
Цитировать
krg 31.10.2017 08:08
Мамин ушел - проблемы оставил
Цитировать
dtyz 30.10.2017 12:29
Астык Транс три шкуры дерет, нет на них управы
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Наши партнеры