КазахЗерно ИА

Казахстан-органик: медленно и неуверенно

14 мая 2018 17:45

Новость на Казах-зерно:

С тех пор, как президент Н.А. Назарбаев обратил внимание работников агропромышленного комплекса на активно развивающийся в мире новый рынок экологически чистых сельхозпродуктов, прошло более 10 лет. В последующем он развивал эту идею в ежегодных посланиях и на различных агрофорумах вплоть до встреч с аграриями в полевых условиях.

Политический импульс оказал свое воздействие на общественное сознание: многие крестьянские хозяйства перестраивают технологии на экологически чистое производство, создают экофермы, в регионах появились неправительственные организации, пропагандирующие как защиту здоровой экологической среды, так и здоровое питание. В законы и другие нормативные акты, регулирующие отношение к окружающей среде и безопасности продуктов питания, введено понятие органического сельского хозяйства. Самым существенным шагом на этом пути была разработка закона Республики Казахстан «О производстве органической продукции», принятого парламентом в конце 2015 года. Он открыл широкие возможности для создания правил игры на рынке органической продукции, отмечает академик Национальной академии наук РК Владимир Григорук на страницах издания «КазахЗерно.kz».

Идеи органического производства нашли отражение как в отраслевой программе «Агробизнес-2020», так и пришедшей на смену ей Государственной программе развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 гг. В частности, в развитие норм названного закона намечены: создание и аккредитация национальных органов по подтверждению соответствия и контроля экологически чистой (органической) продукции национальным и международным нормам; гармонизация стандартов производства, оборота и сертификации органической продукции с международными нормами и требованиями, особенно с законодательством стран-импортеров продукции Казахстана; разработка нормативно-технических документов, регламентирующих создание и применение биологических средств защиты растений, почвоулучшителей, стимуляторов роста и других биопрепаратов, применяемых в экологически чистом производстве; содействие в создании модельных хозяйств для демонстрации технологий, практик, методов экологически чистого (органического) производства и кооперации производителей экологически чистой (органической) продукции; налаживание статистической отчетности, необходимой для управления процессом создания органических биоресурсов; организация информационно-пропагандистских мероприятий среди населения о здоровом питании и сохранении здоровой экологической среды, оказание фермерам консалтинговых и образовательных услуг.

Как видно, перечень задач довольно обширный, но он далеко не полный для полномасштабного развития органического сельского хозяйства. Чтобы полноценно охватить все стороны органического сектора страны, целесообразно, прежде всего, разработать план органической диверсификации сельского хозяйства и производства продуктов питания, т. е. начать с того, с чего начинали страны, имеющие теперь развитое органическое производство и рынок.

Хотя, как видно даже из краткого перечня задач, работа эта межведомственная, но пока ею занимается в основном Министерство сельского хозяйства. Еще в мае 2016 г. министр сельского хозяйства Республики Казахстан утвердил «Правила производства и оборота органической продукции», надобность в которых после утверждения стандарта «Продукция органическая. Требования к процессу производства», отпала. В тот же период утвержден список разрешенных средств, применяемых при производстве органической продукции, в основном удобрений, средств защиты растений и препаратов для животноводства. Утверждена форма реестра производителей органической продукции, ведение которого возложено на Министерство сельского хозяйства. К сожалению, реестр не ведется, т. к. министр не определил приказом конкретных исполнителей.

Продвинулась подготовка и других документов: разработаны стандарты СТ РК 3109-2017: Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции; СТ РК 3110-2017: Требования к органам по подтверждению соответствия производства органической продукции и органической продукции; СТ РК 3111: Продукция органическая. Требования к процессу производства.

Сторонники экологически чистого производства полагали, что принятие закона и других нормативных документов станет движущей силой и ядром организационной работы для управленческих структур АПК, а также полем активной деятельности для агробизнеса. Но этого не происходит. По сравнению со странами, имеющими глубоко укоренившиеся традиции экологизации аграрной сферы, воспитавшими целое поколение фермеров-органиков, создавшими инфраструктуру и логистику органического рынка, казахстанское органическое сельское хозяйство, несмотря на благоприятную политическую среду, продолжает находиться в эмбриональном возрасте.

Еще в 2014 г. Казахстанская федерация органического движения выявила наличие в стране немногим более 300 тыс. га сертифицированных иностранными компаниями по органическим стандартам сельскохозяйственных земель. Наиболее заметное движение в сторону производства и экспорта органической продукции делают фермеры Костанайской и Алматинской областей.

Если 180 стран мира, занимающихся органическим производством, за 3 года (2013-2016) увеличили площадь органических земель на 14,6 млн. га, или на 25%, то Казахстан, по нашим наблюдениям, за последние годы уменьшил как площадь, так и количество органических фермеров.

Не случайно Сенат Парламента РК в начале апреля текущего года интересовали фундаментальные вопросы реализации закона об органическом производстве после более чем двухлетнего периода со времени его принятия: предусмотрены ли для производителей органической продукции отдельные виды субсидий; имеется ли программа Правительства по вопросам развития производства органической продукции; сколько было экспортировано органической продукции, произведенной в Казахстане; есть ли в Казахстане торговые агенты и инфраструктура по распространению казахстанской органической продукции? В Министерстве сельского хозяйства не нашлось положительных ответов на эти вопросы.

Новость на Казах-зерно:По-видимому, поэтому в последнем январском (2018 г.) послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» третьей экономической задачей президент в очередной раз подчеркнул: бренд натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане» должен стать узнаваемым в мире. Натуральные продукты - это и есть те, которые произведены в соответствии с требованиями закона «О производстве органической продукции».

Известны потенциальные возможности аграрного сектора страны. Анализ экологического состояния земельных угодий показывает, что не менее 50% пашни и 70% пастбищ не загрязнены воздействием на почву промышленно-добывающего и агропромышленного комплексов, радионуклидами и по естественным признакам пригодны для производства экологически чистой продукции. Аграрии Казахстана используют незначительное количество химических удобрений и ядохимикатов. Многие посевы вообще не удобряются. Например, в 2017 г. из 21,8 млн. га посевов удобрялись культуры только на 2 млн. га, или 9% от общей посевной площади.   На 1 га посевной площади в среднем внесено по 7,2 кг, а удобренной 81 кг минеральных удобрений в действующем веществе, что не превышает порог экологической безопасности. Удельный вес удобренной площади от всех посевов составил менее 7%. По данным МСХ РК в 2017 г. внесение удобрений составляет только 14% от потребности.

Аналогичное состояние и с обработкой посевов ядохимикатами. Причем химическими средствами в основном удобряются овощи, картофель и технические культуры. Это свидетельство того, что население нашей республики потребляет преимущественно экологически чистые хлеб, мясо, молоко и другие продукты отечественного производства.

Несмотря на отсутствие в торговых предприятиях маркированной органической продукции, больше половины потребителей считают, что они потребляют экологически чистую продукцию. В 2014 г. Комитет по статистике провел опрос сельских и городских жителей об использовании экологически чистой продукции. По результатам опроса около 90% сельских и 80% городских домохозяйств считают, что они в полной мере или частично используют экологически чистую продукцию. Результаты этого опроса отражают общую тенденцию общественного мнения, на котором во многом основывается пассивность перехода к органическому производству.

При такой ситуации органическим производителям, естественно, лучше ориентироваться на внешние рынки, на страны с высокой покупательной способностью и дефицитом на рынке экологически чистых продуктов, чтобы возместить затраты и получить прибыль.

Когда с представителями республиканских органов заходит речь об актуализации работы по органической продукции, как правило, можно услышать ответ: «А чего вы еще хотите? Мы подготовили и приняли закон о производстве органической продукции, теперь пусть работает бизнес».  Но мы знаем, что главным представителем этого бизнеса является глава крестьянского или фермерского хозяйства. Поэтому возникают встречные вопросы: «Много ли этот глава знает об органической продукции, о технологии ее производства? Есть ли у него социальная и экономическая мотивация для отказа от привычных традиционных технологий и перехода к органическим?».

Рассмотрим ситуацию с позиции фермера. При переходе к органическому производству он должен, как требует закон, добровольно взять на себя ответственные обязательства: отказаться от использования синтетических удобрений и пестицидов; не применять ГМО; отказаться от применения ионизирующей радиации; строго соблюдать севообороты; ограничить применение азота; применять зеленые удобрения - сидераты; применять биологические удобрения и средства защиты растений; не содержать скот на привязи; обеспечить животным постоянный выгул; не содержать птицу в клетках; не применять регуляторы роста растений, кормовые добавки и антибиотики и др.

Добровольно эти обязательства берут только большие приверженцы здоровой окружающей среды и здорового образа жизни и те, которые уже поставляли органическую продукцию на зарубежные рынки, и на собственном опыте получили высокий доход. Но это, как правило, единичные случаи.

Даже если фермер под влиянием экологической философии произвёл органическую продукцию, то впереди его ожидают серьезные риски. Он не имеет уверенности, что реализует органическую продукцию по ценам, адекватным затратам на ее производство; на внутреннем рынке органические сельхозпродукты практически не востребованы.  Чтобы рисковать и «вкладываться» в такой бизнес, нужно иметь ресурсы, а подавляющее большинство фермеров их не имеет.

Экологические методы обработки земли первоначально не гарантируют высокой урожайности, а себестоимость экопродукции может быть дороже на 20-30%, и фермер не имеет никакой уверенности, что реализует органическую продукцию по ценам, адекватным затратам на ее производство.

Преодолеть эти препятствия должно помочь государство. Тем более что сегмент потребления именно органических продуктов пока очень небольшой и финансовых ресурсов на поддержку много не потребуется. Поэтому тех, кто все же решил себя посвятить этой нише во имя общего блага, надо не только поддержать, но и защитить.

Страны, достигшие высокого уровня в органическом производстве, актуально поддерживают как экофермеров, так и потребителей. Например, во Франции фермеры получают дополнительные субсидии в течение первых пяти лет, во время которых переходят к органическому сельскому хозяйству. Первые два года объем субсидий максимален: так, при производстве овощей он составляет €511 в год на 1 га. Следующие два года господдержка уменьшается в два раза - до €255. А в последний год составляет €170. Дотации в Австрии на 1 га при выращивании овощей - €800, 1 га садов - €508, 1 га пашни - €327. Информация по другим странам ЕС идентичная и однозначно, с наших позиций, господдержка экофермеров довольно высокая.

Наши исследования по изучению мотивов, которые бы побудили казахстанских фермеров перейти от традиционного к органическому земледелию, следующие. На первое место они поставили возмещение части затрат на сертификацию и инспекции, на второе - субсидирование части затрат на приобретение биологических средств защиты растений и удобрений, на третье - субсидирование переходного периода и т. д. Таким образом, фермеры-органики Казахстана также нуждаются в государственной и общественной поддержке.

Новость на Казах-зерно:На первый взгляд кажется, что вся проблема только в финансовых средствах. В практике используется много нефинансовых стимулов для мотивации фермера производить экологически чистую продукцию. Например, в настоящее время основным тормозом является неурегулированность надстроечной части органического производства: отсутствие органов сертификации и операторов контроля органического сектора; нет отраслевой и региональных программ, определяющих стратегию его развития; дефицит информационного, консультационного и методического обеспечения субъектов органического производства; недостаточная поддержка научно-исследовательских работ в области производства органической продукции и другие меры. (Кстати, в последней конкурной документация МСХ РК на проведение научных исследований в рамках программно-целевого финансирования на 2018-2020 годы производство органической продукции не значится в качестве приоритета).

Если рассматривать финансовую поддержку, то это не только субсидии. Это - льготное кредитование, налоговые преференции, страхование рисков, возникающих при производстве органической продукции и др. Особо нуждаются в поддержке молодые фермеры, начинающие органическое производство.

Возможно поощрение потребления органических продуктов питания в государственном секторе (школах, детских садах, больницах, армии и государственных учреждениях). Например, если государственная или общественная организация покупает органические продукты питания, она получает субсидию в размере 20% средней цены традиционного продукта. На финансовую поддержку органического производства и оборота продукции предлагается расходовать 5-7% годового бюджета МСХ РК, предназначенного на субсидирование отрасли. Пока же о государственных субсидиях, которые могли бы повлиять на снижение себестоимости органической продукции, слышно только в министерских кулуарах, да в ожиданиях крестьян.

Лучшим регулятивным рычагом, мотивирующим производить и продавать органическую продукцию, является рынок. Рыночная цена должна возместить затраты на продукцию повышенного потребительского качества. Наряду с производителем важно стимулировать определенные категории потребителей. Без наличия спроса производство органической продукции теряет экономический смысл. Спрос сильно повысится при наличии пропаганды здорового образа питания и жизни в экологически чистой среде и содействия в продвижении органической продукции на внутренний и мировой рынок. Важна инициатива не только фермеров, но и акимов всех масштабов - от сельского до областного уровня. К сожалению, в лексиконе этой категории государственных служащих практически отсутствует речь о производстве органической продукции. Вариантов повлиять на совершенно инновационный и мало затратный процесс у акима много: организовать конкурс в масштабах района или области на лучшую органическую ферму или крестьянское хозяйство; сельский аким мог бы мобилизовать население небольшого аула или села специализироваться на производстве органической продукции, как это, например, практикуют в Таджикистане

Изучение востребованности органических продуктов на внутреннем рынке показывает, что наиболее высоким спросом в соответствии с рейтингом пользуются следующие продукты: детское питание, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, крупяные изделия. Среди опрошенных 51 респондентов подтвердили, что они, если уверены в экологической чистоте продукта, готовы платить за него на 20 и более процентов повышенную цену. Зарубежный опыт свидетельствует, что качественные органические продукты могут продаваться по цене, в несколько раз превышающей цену обычных.

Наряду с готовностью покупать сельхозпроизводители готовы производить органическую продукцию. 75% крестьянско-фермерских и 30% личных подсобных хозяйств намерены начать производство органической продукции. По нашим расчетам, современные доходы населения и потребности для удовлетворения спроса в продукции для детского питания и тех, кто готов платить повышенную цену, составляют 500 млн. долларов США.

Исходя из изложенной концепции, и в целях реализации закона о производстве органической продукции, предлагается разработать на 2019-2021 гг. план действий для органического сектора, утвердить его Правительством и обеспечить финансирование.

В качестве целевых индикаторов плана предлагается до 2025 г. довести площадь земель под органическим производством до 2,5% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашни - до 3%; пастбищ и сенокосов - до 2%; многолетних насаждений (садоводство, виноградарство, ягоды) - 20%, картофель, овощи - до 5% от их общей площади.

Рост доходов населения и государственная поддержка потребления позволят довести долю расходов потребителей на органические продукты питания в общем потреблении пищевых продуктов к 2025 г. до 0,5%.

Новость на Казах-зерно:В Казахстане имеются крестьянские хозяйства, которые в течение нескольких лет производят и экспортируют органическую продукцию. Это преимущественно лен масличный и пшеница. На конкретных экономических данных этих хозяйств мы выполнили расчет сравнительной эффективности производства по обычной и органической технологии. В результате прибыль с 1 га органической пшеницы в 2,5, а органического льна в 1,6 раза выше по сравнению с неорганическим. Аналогичные результаты получены и по другим культурам. Рост доходов обеспечивается частично за счет сокращения затрат на химические удобрения и ядохимикаты и, в большей мере, за счет повышенной цены на органическую продукцию. Возрастают экологический и социальный эффект. В недалеком будущем расходы на поддержание здоровья людей и восстановление природной среды в результате ее загрязнения могут значительно превысить расходы на переход к биологическим системам ведения сельского хозяйства.

Органическое сельское хозяйство является частью общей аграрной политики Правительства Республики Казахстан. Производство экопродукции - это инновационное направление агросектора. Оно позволяет сохранить местные традиции и культуру, использовать положительный опыт, унаследованный от старших поколений. К тому же это объективное национальное конкурентное преимущество АПК Казахстана и одно из общественных благ страны.

Подчеркивая перспективность развития органического сельского хозяйства, в то же время не следует противопоставлять его существующей неоклассической индустриальной системе агропроизводства. Исходя из современного продовольственного обеспечения населения, всегда будет необходим синтез или сбалансированное развитие обоих типов сельского хозяйства. Органическое земледелие и животноводство должны органично вписаться в существующий агропродовольственный комплекс и стать его составной частью. Важно не впадать в крайность и не снижать и тем более не отказываться от использования минеральных удобрений. Не случайно в последнем Послании (2018 г.) Президент поставил экологичность производства в один ряд с интенсификацией сельского хозяйства.   Ведь масштабы и темпы органического земледелия пока сильно отстают от желаемых.


Владимир Григорук, академик Национальной академии наук РК, заведующий отделом экономики органического сельского хозяйства Казахского НИИ экономики АПК и развития сельских территорий

Газета «КазахЗерно.kz»


Система Orphus

Добавить комментарий

Наши партнеры