КазахЗерно ИА

АДтау: вице-премьер Казахстана сравнил морпорт Актау с вратами в преисподнюю

11 Фев 2016 16:55

Новость на Казах-зерно:Морской порт Актау настолько увяз в серых схемах работы, что даже в экстренной для экономики страны ситуации не сумел перестроиться. Разбираться в этом бюрократическом болоте отправился первый заместитель главы правительства РК Бакытжан Сагинтаев.

У самого серого моря

Долгие годы единственный на всю страну морской порт Актау тихо-мирно существовал где-то на периферии внимания властей. Без шума и пыли он работал по накатанным схемам,  на радость тем, у кого глубокие карманы, и на беду тем, кто вынужден был эти карманы наполнять.

Эта серая благодать продолжалась до того момента, пока в прошлом году между Россией и Турцией не возникло напряжение. Проблема затронула и Казахстан - транзит турецких грузов через территорию РФ стал практически невозможен. Экспортеры и импортеры увидели в порту Актау перспективное «окно в Европу». Транзит был успешно налажен через Азербайджан. Но неожиданно споткнулся уже на территории Казахстана: порт Актау оказался не в силах «переварить» десятикратное увеличение грузопотока. И что характерно, камнем преткновения стал не дефицит технических возможностей, а административно-бюрократические препоны, дурно пахнущие чьими-то корыстными интересами.

Агентство «Казах-Зерно» не раз обращало внимание читателей на эту ситуацию на примере работающего в порту зернового терминала «Ак бидай». Созданной тут простой и эффективной схеме «работы» позавидовал бы даже гениальный английский уголовник профессор Мориарти.

А именно: поскольку зерновой терминал находится в собственности государства через структуры АО «НК «КазАгро», тариф на перевалку зерна тут невысок. Однако между портом и грузоотправителем вполне легально существует «прослойка» в виде брокерской компании. Заметьте - это уже частная фирма, которая все «заработанные» деньги оставляет себе. Задача брокера - «помочь» экспортеру оформить документы на груз. И каким бы грамотным ни был экспортер, мимо этого помощника ему не пройти. Потому что без его услуг не будет и отгрузки…

Однако, несмотря на многочисленные публикации нашего издания, ситуация никак не менялась годами и по сей день остается такой же. Визит Бакытжана Сагинтаева в порт лишний раз подтвердил: прежняя схема все еще работает, «лишние» деньги всё еще текут в нужные карманы, а несчастные экспортеры всё еще страдают.

$300 в карман брокера

Так что увидел первый вице-премьер в порту? Первым делом, именно их, измученных бессмысленным простоем в порту участников внешнеэкономической деятельности. Несмотря на усилия портовых, таможенных и прочих служащих скрыть реальность от внимания Бакытжана Сагинтаева, сделать этого им не удалось.

Водитель фуры из Турции прорвался к высокому гостю через все кордоны и во всех красках расписал творящийся в порту беспредел: «У меня в фуре стройматериалы и продукты питания. Я здесь нахожусь уже несколько дней. То за одно заплати, то за другое, иначе не выпустят машину. А здесь элементарных условий нет - ни туалета, ни магазина, негде переночевать и поесть».

Конечно же, ответственные за бардак чиновники попытались все свалить на больную фантазию водителя. Но факты - вещь упрямая, а вице-премьер - человек опытный. Он сразу дал понять, что считает существующий беспорядок тщательно подготовленной почвой для произрастания коррупции.

-  Я поставил себя на место водителя. У меня кругом голова пошла - кто, что решает, кто и за что отвечает. И в конце мысль появилась - лучше я заплачу, чем буду проходить через круги этого ада.  Нет здесь человеческого подхода. Водители счастливы, если они в течение семи часов пройдут через все службы и подальше отсюда уедут. Но есть факты, когда они вынуждены здесь сидеть и по 10, и по 15 дней. Такая ситуация дальше продолжаться не может, - сказал Бакытжан Сагинтаев.

Новость на Казах-зерно:Дальше пришла очередь печально знаменитых «брокеров» - тех самых посредников, кто берет деньги с таких вот поставленных на колени экспортеров, помогая ускорить бесконечные бумажные процедуры. Бакытжан Сагинтаев посетил вагончик, где затаились «помощники». И подивился тому, что если в официальном прайсе цена за услуги по оформлению одного груза указана в размере 8 тыс. тенге, то, по словам самих экспортеров, с них требуют по $300! Хотя, чему тут удивляться? Прячущиеся в тени деньги - это непременное условие функционирования таких вот схем с «посредниками».

Также Бакытжан Сагинтаев обратил внимание на то, что брокер в порту всего лишь один. И даже несмотря на то, что цену за свое посредничество он ломит бешенную, конкуренты «почему-то» не появляются. С другой стороны, откуда бы конкурентам взяться? Вернее, взяться им есть откуда, только, кто им позволит работать и путать все карты? Все козыри-то в нужных руках.  

- Откуда такие расценки появляются? Это называется навязанный или навязчивый сервис, - прокомментировал ситуацию с брокерами Бакытжан Сагинтаев. Для того, чтобы положение дел стало более адекватным, он поручил создать брокерскую службу в составе морского порта. Это позволит сделать оформление бумаг прозрачным, а оплату - фиксированной.

Бюрократ спит, прибыль идет

Кстати говоря, весь мир уже давно ушел от бесконечного бумагомарательства, признав его источником коррупции. Дабы ускорить и упростить процедуры оформления, цивилизованные страны, стремящиеся упростить взаимоотношения экспортеров-импортеров, перешли на электронный документооборот. Да что далеко ходить - все мы видим, как упростилась жизнь простых казахстанцев благодаря появлению ЦОНов, где оформление бумаг проходит по принципу одного окна.

Однако в порту Актау никто не спешит идти в ногу со временем. Хотя, на противоположном берегу моря, в Азербайджане, порт успешно перешел на электронный документооборот.  Заместитель акима Мангистауской области Рахимбек Амиржанов сообщил Бакытжану Сагинтаеву, что азербайджанская сторона предлагала и казахстанскому порту последовать их примеру, что в разы повысило бы скорость прохождения грузов через порт Актау. Однако… казахстанские таможенные службы ответили, это невозможно. С чего бы это, а?

Бакытжан Сагинтаев сообщил, что не собирается мириться с тем болотом, в которое бюрократы превратили порт Актау. Он рассказал о новой технологической схеме работы морской гавани, которую подготовило правительство. Ее основная задача - сокращение времени оформления грузов за счет большей прозрачности и исключения любых коррупционных проявлений.

Новая схема  по упрощению процедур прохождения товаров и транспортных средств через порт  Актау предполагает ответственное выполнение своих обязанностей всеми госслужбами. В этом случае, как пообещал вице-министр финансов РК Ардак Тенгебаев, транспорт может выехать из порта  с полным пакетом документов  в течение двух с половиной часов.

Схема «одного окна», предложенная для внедрения в порту Актау, выглядит так: сотрудник таможни еще до прибытия парома  предварительно получает информацию об идущем грузе и передает ее во все контролирующие органы в порту. После прихода в порт импортер отдает свой пакет документов чиновникам,  те распределяют документы и начинают их одномоментное оформление. Через два с половиной часа груз готов следовать по назначению.  Причем, предложено сократить избыточные проверки. Например, фитосанитарный контроль будут проходить не все фуры на пароме, как это было раньше, а лишь выборочно, примерно 20 процентов.

Для запуска нового порядка осталось решить несколько проблем: подобрать новое здание, а также обеспечить круглосуточную работу банка, принимающего платежи.

- До этого спали, теперь работайте! Через неделю я вернусь сюда, снова пройдусь по всему маршруту, - пообещал Бакытжан Сагинтаев.

Время пошло.

Справка: 1 доллар = 362,23 тг.


Акын Аулов

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com


Система Orphus

Comments   

Актау 2016-02-13 01:36
Коррупцию и систему не победить…., она в нас сидит. ... Сами они коррупционеры. Казахстанский преступный синдикат поставил своих, коррумпированных людей на все руководящие государственные должности, которые выполняют функции смотрящих по аналогии с криминальными структурами. И для удержания народа в узде создана система изощренного воздействия на психологию граждан, которая работает, судя по всему, на все 90 и более процентов. Шаг вправо, шаг влево, приравниваются к попытке бегства. Галямову советую убежат!!
Quote
есет 2016-02-12 11:34
ГАЛАямов спонсор КазАгро!
Quote
Мурата 2016-02-11 18:20
Акбыдай давно уже лакомый кусочик агрочиновников мсх и казагро!!!
Quote

Add comment

Security code
Refresh

Наши партнеры